Венецианская выставка французского художника Пьера Юига, где представлены его необычные гибриды человека и машины, стала последней попыткой найти глубокий смысл в технологии, заставляющей многих творческих людей лишь пытаться не отставать.
На выставке “Лиминал” в Пунта делла Догана в Венеции представлены создания Юига – “Идиомы”, являющиеся гибридами человека и машины. Они оснащены датчиками, которые анализируют пространство вокруг себя и посетителей, а затем искусственный интеллект превращает эту информацию в совершенно новый язык. Постепенно “Идиомы” начинают формировать слова для таких понятий, как “дверь”, “люди” или “письмо”, создавая свой собственный словарь.
Пьер Юига задается вопросом, что его создания смогут сказать через 20 лет. Эта идея вызывает интерес не только среди профессионалов искусства, но и у широкой публики, ведь она ставит вопрос о возможностях искусственного интеллекта в творчестве.
Современные художники, такие как немецкий режиссер Хито Штайерл и британская концептуалистка Гиллиан Уиринг, также используют ИИ для создания или улучшения своих произведений. Все больше выставок представляют работы, созданные с помощью ИИ, но не всегда ясно, используется ли технология для достижения новых высот в искусстве или же просто как модный тренд.
Критики утверждают, что искусственный интеллект может создавать значимое искусство только в том случае, если он обладает собственным видением и словарем. Именно это и делают “Идиомы” Юига, что делает их наблюдение завораживающим. Они не просто представляют собой “искусственный интеллект”, но и являются процессом “искусственного обучения”.
Использование ИИ в искусстве становится наиболее интересным, когда он позволяет сделать то, что художник не мог бы сделать самостоятельно. В противном случае использование ИИ может показаться по меньшей мере странным и в худшем случае бессмысленным. Тем не менее, тенденция использования ИИ в галереях будет продолжать распространяться, и вскоре этот инструмент станет настолько обыденным, что его применение будет восприниматься так же естественно, как использование карандаша или ручки.
Источник: Амелия Тайт для The Guardian, 8 апреля 2024 года.